Все знают Париж, многие там были и почти все мечтают побывать, особенно – женская часть планеты. В самом центре этого прекрасного романтического города, на восточной стороне острова Сите, гордо стоит кафедральный собор Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) выполнен в готическом стиле, еще известен как Собор Французкой Богоматери.
Определенной даты строительства у величественной исторически-ценной архитектуры нету. Просто Нотр-Дам де Пари строили почти два века, начиная с 1163 года. Строительство начал епископ Морис де Сюлли, потратив на это свою жизнь и состояние. Возводить собор начали на святой земле, на месте старой разрушенной церкви Сент-Этьен, которая была построена на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру,который построили еще римляне. Задумка была в том, чтобы построить настолько большой собор, чтобы в нем могли поместится все жители Парижа того времени, около десяти тысяч.
После завершения строительства, это где-то в 1345 году, Собор Парижской Богоматери стал служить местом где королевские персоны вступали в брак, проходили коронации императоров и императриц, и естественно, здесь проходили похороны великих особей. В Нотер-Дам де Пари объединилось два стиля, романский – который был в моде, когда кафедральный собор только начали строить, и готический – этот стиль господствовал на завершении строительства, в итоге в нем сочетание лучшего их двух стилей. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV веков. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии кафедральный собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.
Внутри собора поражает удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора, — этим как бы подчеркивается святость алтаря. Центральный портал, представляет «Судный день», там есть время поразмыслить, рассматривая это, на нижнем фризе сплошное движение мертвых, восстающих из своих могил, а в верхней части Иисус Христос на троне, который вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.
На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Сын Божий; нижний фриз портала представляет сцены из жизни Богоматери. На правом портале Дева Мария на троне, ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа. Все это вызывало восторг у монархов и вельмож той эпохи.
Но после великой французской революции в 1790-х годах, собор потерпел «крушение», как и большинство монархических и религиозных символов страны, очень сильно пострадал фасад, было испорчено множество статуй внутри собора. И про него подзабыли. Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император.
Только в 1845 начали серьезно реставрировать готическое сооружение, под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка и длилась больше чем двадцать лет. За это время, был возведен готический шпиль и создана Галерея Химер с поражающими воображение статуями демонов и образами несуществующих птиц и монстров. Настенной живописи, здесь не найти, единственным источником цвета и красок являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Когда солнечные лучи прорываются в собор Богоматери, складывается впечатление, что ангелы спустились с небес. На самом деле, это так завораживает, заставляет поверить в чудо…
Кстати, реставрировать начали благодаря роману Гюго «Собор Парижской Богоматери», именно его творение на бумаге привлекло особый интерес к кафедральному собору в готическом стиле.
Интересной особенностью конструкции собора является тот факт, что в нем нет ни одной внутренней стены. Они заменены колоннами, соединенными арками, а помещения отделяются друг от друга витражами. Вид безумно красивый. Считается что в соборе хранится один из гвоздей, который был вбит в крест Иисуса Христа. Еще в Соборе Парижской Богоматери хранится терновый венец, тот самый, который был на сыне Божием, перед распятием. Верующие имеют возможность поклониться святыням. В первую пятницу каждого месяца и в Страстную Пятницу католического Великого поста выносятся для поклонения Терновый венец и частица Креста Господня и Гвоздь от него. Очередь к святыням необходимо занимать заранее, до начала самой церемонии, т.к. желающих поклониться святыням очень много. Каждое воскресенье есть возможность посетить католическую мессу и послушать звучание самого большого органа во Франции это происходит бесплатно, по желанию пожертвование. Еще Парижский Собор Нотр-Дам, уникален благодаря звучанию своего шести тонного колокола, у которого по легенде и изливал свою боль Квазимодо, который был влюблен в Эсмиральду.
Возле кафедрального собора, на паперти находится знак, который отмеченный бронзовой звездой, так называемого «нулевого километра» (kilometre zero) — с XVII века начало всех дорог Франции.
А на большом пространстве, расположенном под папертью собора результат археологических раскопок, там можно увидеть остатки старого собора, и даже улици и дома, когда-то окружавшие Нотр-Дам-де-Пари.
Большая их часть относится к эпохе Средневековья, но некоторые к галло-римским временам и представляют собой фрагменты римской отопительной системы под полом (она называется «гипокауст».
Время посещения собора Нотр Дам: с понедельника по субботу с 8.00 до 19.00, а также в воскресенье, 8.00-12.30, и 14.00-17.00; вход свободный; метро St-Michel/Cite.