Храмы Кхаджурахо

indiya hramy kadzhuraho Индия

Храмовый комплекс в Кхаджурахо расположен в центральной части индийского штата Мадхья-Прадеш, примерно в 620 км к юго-востоку от Дели. Объявленные ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1986 году, двадцать пять сохранившихся храмов датируются девятым и десятым веками.

По преданию, изначально в Кхаджурахо было 85 храмовых построек. Были обнаружены многочисленные руины, но восстановлены лишь некоторые из них.

Храмовый комплекс Кхаджурахо
indiya hramy kadzhuraho

Как и в древние времена, небольшой городок Кхаджурахо далек от цивилизации и все еще имеет дикая местность, где до сих пор живут тигры и другие животные. В ста километрах от других индийских городов Кхаджурахо гордо стоит наедине со своими древними храмами и является уникальным подарком миру. Храмовый комплекс в Кхаджурахо — это ода жизни во всех ее проявлениях и настроениях. Здесь самые изысканные выражения радости и любви были запечатлены в камне, увековеченном талантом резчиков и каменщиков.

Прошлое Кхаджурахо окутано тайнами и предположениями. Почему здесь были обнаружены только храмы? Если здесь было царство, где руины и остатки дворцов и их обитателей? Почему были построены такие великолепные храмы, действительно ли они имели религиозное значение? По сей день не сохранилось и не найдено никаких документов, связанных с деятельностью этих храмов.

Всего в 32 км от Кхаджурахо находится национальный парк Панна, в котором сохранились нетронутые джунгли с потрясающим водопадом и кристально чистым озером.

В этом парке также находятся пещеры легендарных братьев Пандавов, героев Махабхараты. По дороге в Кхаджурахо, в местечке под названием Орчха, находится уникальный средневековый форт с фресками 16-17 веков, изображающими религиозные темы и фрагменты древнеиндийских эпосов. Есть также комплекс красивых храмов, посвященных Раме.

История храмов в Кхаджурахо

Название Кхаджурахо (древнее название Харджуравахика или Харджурпура) происходит от санскритского слова «харджура», финиковая пальма.

Впервые Кхаджурахо как столица могущественной династии Чанделли раджпутского происхождения упоминается в трудах Абу Рихана аль-Бируни, арабского путешественника начала 11 века. Хотя достоверных сведений о времени его постройки не сохранилось, считается, что храмы были построены между 950 и 1050 годами нашей эры. В этот период Кхаджурахо был столицей Чанделлы, но ненадолго и, скорее всего, служил культурным или религиозным центром династии. Их политическая столица находилась в другом месте в городе Калинджар.

Храмы возводили за 100 лет. Вся территория Кхаджурахо когда-то была укреплена восемью воротами, все ворота были украшены двумя золотыми пальмами. Первоначально здесь было 85 храмов на площади 21 кв. Км. Храм Кхаджурао сильно пострадал во время мусульманского вторжения 1100-1400 годов. После падения династии Чанделли в 13 веке они заросли густым лесом, были забыты и потеряны в джунглях на несколько столетий. Храмы были «заново открыты» в 1838 году инженером британской армии капитаном Т. Бертом.

По сей день непонятно, почему правители династии Чанделли решили построить здесь столько храмов. Рядом не было больших городов, и это место не было особенным — именно изоляция и изоляция этого города в джунглях помогли сохранить его для потомков. В настоящее время храмовый комплекс отреставрирован, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделли продолжаются и по сей день.

История храмов в Кхаджурахо

Легенда о строительстве храмов в Кхаджурахо

Существует красивая легенда, рассказывающая о происхождении храмов в Кхаджурахо. Легенда гласит, что Кхаджурахо был основан богом Чандраварманом, сыном бога луны Чандры. Считается, что правители Чанделли являются прямыми потомками бога Луны, поскольку члены клана Раджпут Чандела носили другое имя, Чандратеа, или «потомки Чандры».

Храм Кандарья-Махадева, Уэстерн Грауп оф Темплс

По словам известного средневекового индийского поэта Чандбардаи, королевский священник Хемраджа жил в городе Каши (прежнее название Варанаси). У него была невероятно красивая дочь по имени Хемавати. Однажды вечером при лунном свете юная дочь священника-брахмана купалась в реке (по другой версии, в бассейне возле ее дома). Дева была так красива, что бог луны Чандра, любуясь ею, спустился на землю и присоединился к девушке в любовных объятиях. От этих отношений с небесным богом Хемавати она забеременела. Она подверглась всеобщему осуждению за добрачные отношения, особенно неприемлемые для женщины-брахмана. Но Чандра приказал ей покинуть дом и родить сына в глухой деревне. Таким образом, Хемавати оказалась в маленькой деревне Кхаджурахо. Ребенка, рожденного от союза земной женщины и бога, назвали Чандраварман.

Отвергнутая всеми, одинокая женщина нашла убежище в густых лесах Центральной Индии, став не только матерью своего сына, но и гуру. Чандра, однако, пообещал Хемавати, что ее сын в конечном итоге станет королем, и сказал ей, что он должен построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, и принести жертвы богам. Чандра объяснил, что только это может исправить непреднамеренный грех его матери. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделли. Став полноправным правителем страны, Чандраварман решил осуществить мечту своей матери: она попросила его построить храмы, которые проявили бы силу человеческой страсти, способны осознать пустоту человеческих желаний, красоту женщин и величие любви.

Архитектура и скульптуры храмов в Кхаджурахо — послания из глубин времен

Построенные более тысячи лет назад храмы в Кхаджурахо до сих пор вызывают восхищение своими размерами, красотой и мастерством своих создателей. И вот эти загадочные храмы, напоминающие космические корабли пришельцев — вне всяких домыслов и догадок. Пришельцы из далекого прошлого смотрят на них снисходительной улыбкой. Каждый из них великолепен, каждый настолько филигранен и тонок в своей работе, что кажется, будто он вырезан из одного каменного монолита какой-то божественной рукой. Храмы огромны снаружи, но внутри очень мало мест для людей Может ли это быть ключом к их секрету?

Храмы в Кхаджурахо построены из песчаника. Строители этих храмов не использовали раствор: блоки укладывались друг на друга и соединялись пазами и карнизами. Такая конструкция потребовала от строителей очень точных расчетов и подключений. Колонны и архитравы были выполнены из мегалитов массой до 20 тонн.

Архитектура храмового комплекса в Кхаджурахо сильно отличается от других индийских храмов того же периода. Каждый храм стоит на высокой каменной платформе и ориентирован по сторонам света. По углам платформы обычно находятся святыни поменьше — высокие купольные башни шихара. Создается иллюзия горного хребта, напоминающего вершины Гималаев, в котором обитают боги. Таким образом, самый большой и самый известный из всех храмов Кхаджурахо Кандарья Махадева поднимается на высоту 30 м, а более мелкие 84 башни постепенно увеличиваются в высоту — это создает иллюзию горы Кайлас, резиденции Шивы; 900 скульптур украшают это святилище.

Платформы окружены балюстрадами, украшенными бесчисленными барельефами, изображающими сцены из повседневной жизни, войн и ритуальных шествий. Каждая фасадная стена, окна, колонны и потолок покрыты невообразимым количеством выразительных, мастерски выполненных рельефов, изображающих исторические и мистические фигуры, в том числе богов, животных, красивых горничных и любовных пар, в том числе эротические сцены. Более того, мы видим красивых женщин на большинстве скульптур и картин.

Поразительное архитектурное и скульптурное богатство храмов Кхаджурахо представляет собой уникальную галерею под открытым небом бесценных произведений средневекового индийского искусства. Храмы в Кхаджурахо потрясающие. И множество скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность построек. И элегантность работы: формы тела, позы, движения, мимика поистине потрясающие, а отслеживание деталей потрясающее для таких величественных построек. По гармонии и красоте им нет равных.

Что наиболее интересно, храмы, похожие по своей архитектурной концепции, не принадлежат к одной религии или религиозному течению: одни посвящены Шиве, другие — Вишну, а третьи — джайнским тиртханкарам и джайнским аскетам. Самые известные из них — индуистские святилища. И все же общая архитектура и композиция предполагают, что это один храмовый комплекс.

Очень сложно отличить богов, которые в бесчисленном количестве украшают фасады храмов и святынь. Атрибуты каждого бога, несомненно, — это его черты лица и сопровождающие его животные.

Храмы в Кхаджурахо образуют три группы, разделенные на несколько километров: запад, восток и юг. Вполне возможно, что расположение храмов на территории, соответствующей размеру современного крупного города, и их расположение относительно друг друга имели какое-то сакральное значение, как и строительство храмового комплекса Ангкор-Ват и Храма Солнца. в Мексике. Однако этот вопрос серьезно не рассматривался и остается предметом дальнейших исследований.

Скульптуры в храмах Кхаджурахо

Кхаджурахо — это философия и психология человека 21 века. Обилие чисто домашних, общих групп, изображающих процессы приготовления пищи, сбора урожая, работы в сельском хозяйстве, рыболовства, строительства домов, изготовления мебели, сцен свадеб, похорон, военных кампаний и кораблей и т. д., Указывает на то, что храмы Каджурахо являются своего рода каменная энциклопедия индийского общества. Богатство пуранической мифологии порождает многочисленные образы и символику, призванные отразить множество индуистских божеств: многочисленные изображения реальных и мифических существ, а также изображения богов индуистского и джайнского пантеонов. Тонкая резьба и архитектурная сложность создают таинственный лабиринт, в котором каждый найдет скрытый смысл, смысл и тайное послание из глубины веков. Видимо, такое расположение сцен и скульптур следует рассматривать как наполненные тайным смыслом магические схемы или янтры, призванные нейтрализовать действие злых духов или мистических врагов богов и людей. Такая аламкара (украшение храма) выражает сложные отношения между богами, демонами и людьми, описанные в индийской мифологии.

Пожалуй, главная героиня храмового комплекса в Каджурахо — женщина, изображенная в различных ситуациях. На барельефах можно увидеть женщину во всех ее настроениях и жизненных ситуациях: танцует, играет на флейте, смотрит на себя в зеркало, расчесывает волосы, пишет письмо, играет с ребенком, снимает занозу с ноги. — на стенах храма много нитей, а не бесчисленное множество рельефов. Везде ее преподносят с мастерским мастерством и большой любовью, во всей красе своей природной первозданной красоты, изящества и обаяния. Активную позицию женщины в изобразительном искусстве можно объяснить прежде всего ее значением в древних культурах и культах Древней Индии.

Еще одна доминирующая тема храмового комплекса Каджурахо — плотская любовь. Известно, что интерес к теме взаимоотношений женщины и мужчины всегда присутствовал в индийской культуре, но особенно вырос он в средневековой Индии под влиянием тантризма.

Большое внимание было уделено чувственной красоте человеческого тела. Идея взаимосвязи и взаимозависимости двух сил, мужской и женской, нашла свое изощренное выражение в рельефах в Нагарджунаконде (2 век), Кхаджурахо (10-11 века), Бхубанешваре (11 век), Конараке (12 век). , Пури и другие храмы. Его идеальным воплощением являются митхуны (санскрит «митхуна» — «пара», «близнец», в индийской астрологии другое созвездие и знак зодиака Близнецы, в тантре — влюбленные пары), украшающие стены, а также маитхуны (санскрит »). маитхуна », в тантре — сексуальное единение в ритуальном контексте, у нас — любовные объятия в различных формах). Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных образов. Мы не найдем эротических сцен и скульптур внутри храма или рядом с богами. Между тем чувственный эротизм пронизывает многие, если не большинство скульптур. Нигде в мире чувственная сторона человеческого существования не отражена с такой интригующей и элегантной честностью.

Считается, что изображения на храмах в Кхаджурахо были вдохновлены составителями Камасутр, хотя сама Камасутра относится к рельефам храма Сурья в Конараке. Стены храмов в Кхаджурахо действительно украшены множеством красивых и откровенных сексуальных сцен, однако храмовый комплекс в Кхаджурахо имеет очень мало общего со знаменитой Камасутрой. Возможно, на появление таких сцен в храмовых резных фигурках повлиял древний культ плодородия и желание отразить дурное влияние храма. Здесь, вероятно, нашли свое отражение сексуальные ритуалы, которые, согласно поверьям, должны были способствовать плодородию и в то же время защищать от сил зла и разрушения. Более того, эти нити уходят корнями в доктрины индуизма, который рассматривает плотскую любовь как форму передачи энергии. Именно Тантра, одно из самых загадочных и закрытых учений Востока, пыталась соединить духовность и секс.

Вид эротических фресок в Кхаджурахо смущает христиан и мусульман из-за их воспитания. Но на самом деле в глубине души всех охватывает чувство святости и некоего божественного покоя. Как и храмы в Кхаджурахо, они представляют собой энергию любви, материализованную в камне.

Тайное значение резьбы в храмах Кхаджурахо

Чтобы понять все эротические изображения храмового комплекса в Кхаджурахо, мы должны хотя бы немного узнать о принципах тантры. Согласно тантрическим представлениям, Космос делится на мужское и женское начала: мужское начало имеет форму и потенциал, женское — энергию. Вселенная существует благодаря постоянной связи женского и мужского начал — божественного сознания бога Шивы и божественной энергии Шакти. Согласно индуистской и тантрической философии, ничего не может быть достигнуто без присутствия этих двух начал, поскольку они проявляются во всех аспектах вселенной. Ничто не может существовать без их сосуществования и сотрудничества.

Тантра создала множество техник преобразования сексуальной энергии. Относитесь к сексу так же, как к божественному храму. Относитесь к сексу как к молитве, медитации. Почувствуйте его святость. И тогда вы можете почувствовать, что мирское и божественное — это не два элемента, борющиеся друг с другом, а одно целое. Они не противоречат друг другу, это просто противоположные полюсы, помогающие друг другу. Они могут существовать только благодаря этой полярности. Если эта полярность будет потеряна, весь мир будет потерян.

Тантризм был наиболее популярен среди последователей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактаизме женский принцип, называемый Шакти, считается основным и животворным; он рассматривается как творческая энергия, посредством которой бог-отец Шива проявляет свои потенциальные качества. Более того, превосходная роль женщины и образы Майтханы в целом предполагают доброжелательный и позитивный символизм.

Помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, шактистский тантризм также включает в себя сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение, чтобы стать олицетворением Шакти во время ритуала. Священник присоединяется к ней в акте божественной любви и во время ритуала отождествляет себя с Шивой. В процессе священного акта изначальное единство Шивы и Шакти воссоздается как во вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна становится ритуалом духовного просветления. Таким образом, спасение (мукти) достигается путем наслаждения (бхукти). Половой союз символизирует полное слияние двух отдельных частей в единое целое. Союз мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и сочетания понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (универсальная душа).

Главный мотив храмовой резьбы в Кхаджурахо — женщина. Женщина невинна, кокетлива, улыбчива, экстатически красива и неповторима, бесконечно соблазнительна, бесконечно красива, раскрыта в множестве деталей, созданных с большим мастерством и любовью. Это праздник женственности во всех ее бесчисленных проявлениях (интересную статью о женщинах в скульптуре и живописи древней Индии опубликовала Юлия Решикова на своем сайте).

Средневековые храмы Индии были населены девадаси (буквально «рабы бога»). В западной литературе Девадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Есть и менее радикальное название «куртизанка», но даже оно не отражает сути феномена девадаси. Девадаси продемонстрировал искусство любви в сексуальных ритуалах с участием священников и даже царя, чтобы добиться процветания королевства или благосклонности богов.

Для самих последователей этой традиции девадаши были агентами божества, о чем свидетельствуют их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «святая женщина». Поскольку девадаси были земными женщинами, художниками, учеными и исполнителями ритуальных танцев и богослужений, их часто приравнивали к апсарам, небесным девам потусторонней красоты.

В индийской мифологии апсары описаны как прекрасные небесные девы, искусные танцоры и любовницы, соблазняющие аспирин святых и королей. Апсары представлены полными нежности, лениво наклоняющимися в различных позах, иногда довольно изощренных. Статуи богаты деталями, четко очерчены и искусно «вылеплены», но их лица почти ничего не выражают. Кажется, они превзошли мирские ощущения.

В индийской мифологии часто появляются истории о том, как боги, напуганные чистотой аскета, делавшей его слишком могущественным, посылают ему апсару (сурасундари), искусную соблазнительницу, которая часто достигает своей цели. Апсары также украшают буддийские памятники Индии до нашей эры. Спутники богов и символы небесного блаженства также были напоминанием об искушениях на пути духовного самосовершенствования.

Из-за большого количества женских резных фигурок в храмах Кхаджурахо иногда трудно найти фундаментальное различие между земными изображениями женщин и изображениями женщин, принадлежащих к божественной категории.

Какие изображения следует классифицировать как майтхуна, а какие — как просто супружеские пары, кто является апсарой, а кто якшини, нагини или человеческой дочерью? Однозначного ответа на этот вопрос в историографии нет. Фактором, определяющим тот или иной образ женщины, может быть ее окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или животное, тогда такое изображение должно быть связано с одним из божеств, окруженных символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, плюмаж в руках и т. д., То такая скульптура, вероятно, изображает служанку. Если рядом с ней есть сцена майтхуна, то такая женщина — служительница храма.

Более того, часто женщины земли сами участвовали в сценах майтхуна. Есть также простые изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения представляют собой своеобразные «портреты», увековечивающие изображения богатых жертвователей храма. Также есть сцены из туалетов состоятельных людей.

На многих картинах изображена женщина, танцующая и играющая музыку. Известно, что уроки танцев и музыки были неотъемлемой частью женского свободного времени. Во-первых, танец был хорошей заменой физических упражнений, необходимых для здоровья тела, которые лежали в основе концепции женской красоты. Во-вторых, искусство и наука были обязательными для воспитания целомудренной девушки. Распространены сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они смыслово схожи с майтунскими картинами.

Таким образом, изображения женщин в древнеиндийской скульптуре поражают своим разнообразием. Тема женщины дает художнику больше свободы, чем любая другая религиозная или светская тема. Этот предмет также почитается в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воля женщины всему подчинена. Казалось бы, лишенная свободы, она может править и устраивать судьбы целых стран. Это женщина, с которой связаны самые решающие моменты древней истории. Когда города разваливаются и возникают новые, когда одна эпоха сменяет другую, когда мир вращается, люди говорили: «Ищите женщину».

Таким образом, храмовый комплекс в Кхаджурахо — еще один прекрасный пример художественной культуры, которая, как и монументальное искусство Индии, воплощает принцип единства вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и ​​разнообразии. Для строительства храмов потребовались сотни высококвалифицированных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.

Кхаджурахо — небольшой городок, выросший из небольшой деревни. С 950 г. до 1050 г. н.э. Здесь возведено множество храмов в честь бога Чанделли. Местные жители говорят, что это было необходимо Чанделле для повышения рождаемости, но, возможно, он просто наслаждался жизнью.

Считается, что это время расцвета архитектуры. Было построено восемьдесят пять храмов. Однако до наших дней сохранились лишь некоторые из них.

Уникальность этих храмов заключается в резьбе по каменным стенам и композиции храмов Кхаджурахо. Резьба в храмах Кхаджурахо — самая известная, острая и выразительная в мире.

  1. Некоторые особо откровенные эротические работы не рекомендуется показывать детям до 16 лет.
  2. Женщина на этих снимках принимает такие позы, что становятся видны все изгибы ее тела.
  3. Ученые утверждают, что у скульпторов были хранители, потому что такие позы нельзя придумать.

Каждая из этих поз вполне реальна. Индейцы гораздо более податливы, чем европейцы, и многое из того, что народы Севера находили слишком трудным, естественно для южан. К тому же пропорции этих скульптур прекрасно сохранились, утверждают местные исследователи. Однако в эти слова трудно поверить, глядя на поразительно большие мужские гениталии.

Интересно, что, несмотря на избыток сексуальных мотивов в дизайне храмового комплекса в Кхаджурахо, его строительство не имеет ничего общего с существованием определенной секты или совершением каких-то таинственных ритуалов.

В настоящее время в хорошем состоянии находится всего 22 храма. Но каменные рельефы даже этих уцелевших зданий дают прекрасное представление об истории правителей, живших здесь, переплетая прославление военных побед с откровенными сексуальными сценами, которые включают, среди прочего, гомосексуальные акты и акты зоофилии.

Удивительно, но эти храмы созданы как головоломки: поскольку невозможно построить связное повествование, нам достаточно довольствоваться только его отдельными фрагментами. И они могут иметь совершенно разные толкования в зависимости от того, в каком порядке они просматриваются.

Сами храмы использовались для религиозных церемоний. Однако за пределами этих зданий допускались такие действия, границы которых были ограничены только воображением участников.

Между прочим, ни один западный ученый никогда не осмеливался дать содержательное объяснение пышному изобилию сексуальных тем на стенах храмов, построенных правителями династии Чанделли.

Но местные жители без лукавства объясняют все очень просто: «85 храмов построены по приказу Чанделлов. Это число на единицу больше количества поз — 84 — описанных в Камасутре. Сегодня, слава богам, осталось только 22 храма, так как это максимальное количество поз, которое можно принять за одну ночь ». Остается только добавить, что, согласно легенде, Камасутра, трактат о любви, была написана 18 веков назад в Бенареше философом и врачом Ватсьясаной. Позже другие работают так, но. Написанная на санскрите, Камасутра по-прежнему является путеводной звездой для всех священных писаний о мире секса и любовных отношений.

Кхаджурахо — это большой комплекс храмов северно-индийского типа с параболическими башнями, построенный между 954-1050 годами в Мадхья-Прадеше, Индия. Сохранилось около 20 храмов, в том числе Кандарья Махадева, ок. 1000 г. Известен изысканной резьбой, изображающей сексуальные сцены из Камасутры. Часто посещается туристами.

Город был столицей династии Чандела с 950 по 1050 год. Весь комплекс изначально состоял из 80 индуистских храмов, весь комплекс простирается на площади 21 квадратный километр. Храмы Кхаджурахо внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Видео

Фото

Местонахождение

Достопримечательности и туристические места мира
Добавить комментарий