Архитектура Петербурга завораживает и восхищает. Это дает возможность поднять эстетическую ценность и познакомиться с историей России в каменных шедеврах, большинство из которых сохранили свою красоту и по сей день. Поэтому естественно, что сюда хочется приезжать много раз, чтобы открыть для себя его дворцовые тайны, наполненные мистикой и легендами.
Город-музей Санкт-Петербург знаменит не только своими многочисленными каналами, историческими парками и музеями, но и дворцами, которые и по сей день гармонично вписываются в длинные улицы. Они по-прежнему живут своей жизнью, даже во дворцах, помещения которых были переданы в дар неправительственным организациям. В эту категорию входит двор великого князя Кирилла Владимировича.
Краткая история дворца Кирилла Владимировича
Дом был построен в 1873 году архитектором К. Соколувом и представлял собой здание в стиле неоренессанс. Хотя это скорее архитектурное сооружение со строгими линиями, напоминающее не дворец, а огромную усадьбу.
Стены в стиле барокко, отделанные камнем и лепниной, остались в прошлом. Неоренессанс продиктовал более суровые формы. Преобладают прямоугольные планы с внутренними дворами, используются такие элементы, как русты и пилястры. Стены обычно просто оштукатуривали. Одним словом, отделка фасадов была и остается более чем скромной.
Первым владельцем была Вера Рагоза. Она была владелицей крупной суконной фабрики, выполнявшей крупные военные заказы.
Впоследствии дом перешел к новым владельцам и был известен как дом императрицы Марии Александровны для слепых. Усадьба дважды перестраивалась в 1904 году архитекторами В.П. Апышков, Г. Кривосеин, а затем снова в 1910 году Н.И. Алексеева, предположительно, в том же году была куплена у промышленника Кельча.
В исторических источниках оно упоминается как «весло». Наверное, потому, что за скромным и строгим фасадом скрывались красивые элегантные интерьеры без лишних украшений и просторный бальный зал. Последний из его владельцев был довольно неоднозначной личностью. Великий князь Кирилл был старшим сыном великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны.
Он был двоюродным братом Александра II и был очень образованным человеком. Он участвовал во многих важных политических событиях того времени. В 1986 году окончил Морской кадетский корпус, где царили строгие условия и отношения. Но именно там закалился характер великого князя. Его ждали великие эпохальные события. Продолжил образование в Николаевской Военно-морской академии. Участвовал в русско-японской войне. Во время взрыва на линкоре «Петропавловск» он был одним из немногих, кому удалось спастись.
Кирилл Романов.
Поклонник риска и непредсказуемости, он пошел наперекор своим личным отношениям. В 1905 году он неверно женился на своей кузине Виктории, герцогине Саксен-Кобург-Готской, которая ранее была законной супругой Эрнеста, брата великой княгини Александры Федоровны.
Дом Романовых никогда не признавал эту связь. Вдобавок ему грозила опасность лишиться всех титулов, в том числе и будущих детей. После свадебной церемонии Николай II приказал Кириллу Владимировичу покинуть Россию.
Ему не разрешили вернуться до 1907 года. После смерти дяди Кирилла великий князь Алексей Александрович. Опальному великому князю наконец разрешили вернуться в Петербург, где он получил небольшое состояние в Царском Селе, а затем приобрел этот скромный особняк, который стал известен как дворец на Никольской улице. В настоящее время это улица Глинки.
О других дворцах Санкт-Петербурга вы можете прочитать в этой статье.
Архитектура и внутренее убранство
Строгий на вид здание было намного интереснее и просторнее внутри. Он состоял из большого главного дома и большого западного фасада во дворе. В конце концов, это был дом семьи Романовых. Жена Кирила, Виктория, была женщиной с редким образованием.
Она знала живопись и музыку, слыла одной из самых элегантных дам. Она собирала картины известных художников, в том числе местных художников. Конечно, к сожалению, имена тех, чьи шедевры входили в ее коллекцию, неизвестны.
В доме было приличное количество слуг. Лестницы мраморные, перила на лестницах чугунные. Потолки оформлены в дворцовом стиле: до наших дней сохранились золоченые багеты, украшенные растительным орнаментом (наследие барокко) с позолоченным орнаментом.
Интересно наблюдать, переходя из зала в зал, как роскошные потолочные украшения конца XIX — начала XX века заменяются обычной современной плиткой.
Богатая лепнина, украшающая арки над дверью, также свидетельствует о былом великолепии. Печь сохранилась до потолка южной стены, сохранились потолки главного входа.
Во время революции Кирилл встал на сторону большевиков, надел красный лук и, приняв титул императора в изгнании, впоследствии объявил себя единоличным обладателем престола. Находясь в ссылке, он ухаживал за русскими, покинувшими свою родину.
Дворец в наши дни
Дворец великого князя Кирилла Владимировича несколько раз перестраивался, в том числе и после революции. После национализации, как известно, большая часть ценностей была разграблена. С середины прошлого века здесь размещается детский сад (отсюда и прозвище «веселый»). Памятник архитектуры охраняется государством. Однако никаких музейных выставок здесь не проводится.
Адрес, как добраться
Адрес: улица Глинки, 13. Чтобы полюбоваться зданием, лучше всего добираться на метро. Ближайшая станция — Садовая.
Дворец расположен на улице Садовой, а ближайшая станция метро — улица Садовая.
Достопримечательности рядом
Для любителей старины прогулка по улице Глинки — сплошное удовольствие. Здесь находится знаменитый Мариинский театр, дома Тупиково и барона Фитингофа, а также здание Государственного секретариата Республики Польша. Это одна из немногих исторических улиц, сочетающих разные стили: модерн, барокко, классицизм и неоренессанс.
Каждое здание в Санкт-Петербурге — это история не одной, а нескольких семей, известных семей и эпох. Его можно посещать бесчисленное количество раз, но каждое посещение не будет похоже на предыдущее, ведь история города неисчерпаема и тем, кто решил познакомиться с ним, никогда не надоест открывать новые страницы.